Новости

С.А. Морозов: “05.04.2020 на «Эхе Москвы» выступили эксперты фонда «Обнажённые сердца» Т.Морозова и С.Довбня, люди титулованные и известные в мире аутизма. Рецензировать радиовыступления – дело неблагодарное, но на нескольких моментах не остановиться нельзя.
Общепринято, что аутизм – не болезнь, а состояние, нарушение развития, его нельзя вылечить. ВОЗ, однако, сообщает, что в 10-20% случаев аутизм излечим. Как совместить две взаимоисключающие позиции ВОЗ: не болезнь, но вылечить иногда можно? Как угодно, но полуправда – неудачное решение.
Очень обидно, что история аутизма в России начинается, по словам гостей «Эха», лет десять назад. Мои учителя, Клара Самойловна Лебединская и Виктор Васильевич Лебединский уже в 1976 году создали группу клинико-психолого-педагогического изучения детского аутизма, с достижениями их и их учеников О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг можно спорить, в чём-то не соглашаться, но это значительный вклад и в изучение аутизма (не только в России). А ленинградская школа, С.С.Мнухин, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган и др.? Причём С.С.Мнухин ещё в 1950-е годы связывал аутизм с нарушениями верхнестволовых и подкорковых структур, что современные отечественные и зарубежные исследования полностью подтверждают (это, конечно, не ответ на озвученный в передаче вопрос «Где локализован аутизм?»; вызывает сомнение сама правомерность такого вопроса). А то, что первое образовательное учреждение для детей с аутизмом (Москва, УВК №1831) появилось 26 лет назад? Или что на рубеже ХХ и XXI веков в Обществе «Добро» успешно работала школа, в которой основным методом был АВА? Об этом говорить совершенно не обязательно, но считать точкой отсчёта 2010-2012 годы – неправда.
То же о «практиках, оказавших свою эффективность»: разные школы относят к ним разные практики, и критерии эффективности не одинаковые (да и не могут быть таковыми). Без ясности, в чём состоит позиция гостей «Эха», создаётся впечатление, что мы уже всё знаем, как помогать детям с аутизмом (и, кстати, так ли уж легко можно справиться с агрессией при помощи некоторых программ?). Однако, подходов к коррекции аутизма почему-то много, и меньше не становится. Без индивидуализации программ тоже обойтись нельзя, но об этом, к сожалению, ничего сказано не было.
Мне больше по душе предложение Gary Mesibov не заниматься гонками на приз «чья практика лучше», а задаться вопросом «что мы знаем, чтобы лучше помочь этому клиенту?» (Mеsibov & Shea, JADD, 2010, 40, 5, 570). Не пора ли и нам перестать спорить о не самом существенном, а обсудить наиболее актуальные научные и практические вопросы с целью помочь детям с РАС, а не доказать именно свою значимость, ценность и правоту? Критерий истины есть практика: в случае аутизма – что произошло в результате нашей работы, и не завтра и не по окончании начальной школы, а потом, когда ребёнок станет старше?”

С. А. Морозов об инклюзии (20.10.2019)

4 декабря 2019 г. в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра прошёл научно-практический семинар «Интенсивная программа раннего вмешательства ASSERT» (А -аутизм, SS – службы помощи, E – образование, R – исследования, Т – подготовка специалистов).
Главный участник семинара – директор и автор программы ASSERT, Томас Хигби, доктор наук, профессор факультета специального образования университета штата Юта.
Программа ASSERT в методическом плане придерживается прикладного анализа поведения, особое внимание уделяет консолидации усилий специалистов и родителей.
Профессор Хигби рекомендовал использовать книгу доктора Линн МакКланнахан и доктора Патрисии Крантц «Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению», что было сотрудникам Общества помощи аутичным детям «Добро» очень приятно: эти известные специалисты в области использования АВА в целях коррекции аутизма не только директора Принстонского института развития ребёнка – первой в США школы для детей с аутизмом, работающей на основе этого методического подхода, но и наши учителя и старшие товарищи, с которыми мы дружим уже 30 лет.
Книга Л.МакКланнахан и П.Крантц с их разрешения была переведена на русский язык С.С.Морозовой и О.Б.Чикуровым и издана в 2003 г. тиражом 1600 экземпляров. Весь тираж разошелся, появились даже пиратские копии в Интернете.
После принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012 г. воспитание и обучение детей с аутизмом стало официальным направлением госполитики в области образования. Книга по расписаниям оказалась очень востребованной, и мы решили – опять же с разрешения авторов – сделать второе издание, в котором дана более строгая редакция перевода основной части и сделано приложение: опыт работы по расписания в России (и не только в русле АВА, но и с элементами ТЕАССН), причём материал дан не только текстовой, но и видео: лучше один раз посмотреть, чем несколько раз услышать. Видео несколько увеличило стоимость книги (до 1000 р.), но и это не вполне окупает наши расходы.
Если Вы хотите заказать книгу или получить дополнительную информацию, то контакты следующие: morozov-ca@mail.ru, robo.dobro@mail.ru, телефоны +7(495) 917-37-41б +7(926) 819-03-16.

23-26 (2019) июня в Псковском центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения проведены курсы повышения квалификации для сотрудников дошкольного отделения. Проведён мониторинг работы дошкольного отделения как одной из апробационных площадок проекта Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с РАС. 28 июня в рамках Ганзейского форума проводилась панельная дискуссия «Дружественные города», посвященная созданию и развитию доступной среды для людей с отклонениями в развитии. Сообщение «Дети с аутизмом; путь в общество» сделал С.А.Морозов.

23-26 (2019) июня в Псковском центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения проведены курсы повышения квалификации для сотрудников дошкольного отделения. Проведён мониторинг работы дошкольного отделения как одной из апробационных площадок проекта Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с РАС. 28 июня в рамках Ганзейского форума проводилась панельная дискуссия «Дружественные города», посвященная созданию и развитию доступной среды для людей с отклонениями в развитии. Сообщение «Дети с аутизмом; путь в общество» сделал С.А.Морозов.

26-28 (2019) марта в Тамбове проведена вторая часть семинара по использованию РЕР-3, совещание по развитию образования детей с РАС в Упралении образования и науки, вебинар с участием специалистов и родителей детей с РАС, обсуждение работы дошкольного отделения областного Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

3-6 марта 2019 г. в рамках апробации проекта Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с РАС на базе детского сада №214 г. Краснодара проведено рабочее совещание с руководителями дошкольного и специального образования Краснодарского края, сотрудниками д/с №214 как одной из апробационных площадок, кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии краевого Института развития образования. Также в Центре диагностики и коррекции проведён вебинар для родителей детей с РАС.

Ведущие специалисты Общества «Добро» С.А.Морозов и Т.И.Морозова провели в Ижевске 20-24 февраля 2019 г. семинар по вопросам диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра, встречу с родителями детей с аутизмом, посетили несколько учреждений, в которых занимаются  такие дети, а также провели консультации семей, в которых есть дети с аутизмом, оказали содействие в оснащении специальной литературой. Осенью планируется провести продолжение семинара, стажировку двух специалистов на базе «Добро» с целью обучения использованию теста РЕР-3 (психолого-образовательный профиль, 3-я редакция).

); ga('require', 'displayfeatures'); ga('require', 'linkid'); ga('set', 'anonymizeIp', true); ga('set', 'forceSSL', true); ga('send', 'pageview');